Легко воспламеняющиеся вещества транспортируются согласно правилам перевозки топлива — газа и продуктов нефтепереработки. Соблюдение требований безопасности — гарантия отсутствия загрязнений окружающей среды от повреждений техники и взрывов груза. Кроме высокой квалификации водителя закон предъявляет строгие требования к транспортному средству, внешнему виду и состоянию цистерн с горючими жидкостями и газами.
Сдаваемая в аренду для транспортировки нефтепродуктов и газового топлива техника маркируется как СПС — специальный подвижный состав. Автомобили могут перевозить углеводородный газ и нефтяные масла, смазки, специальные вещества, а также моторное топливо, к которому относят бензин, авиационный керосин и дизтопливо. Спецтехника для транспортировки этого типа опасных грузов делится на несколько видов.
В некоторых случаях для транспортировки нефтяных продуктов используется обычный подвижной состав, переоборудованный для перевозки опасных грузов. В стандартных грузовых автомобилях производится перемещение газовых баллонов и других емкостей с горючими веществами. Для их размещения в ТС необходимо наличие специальной тары. Основными требованиями к СПС с грузом в виде топлива является обеспечение пожарной безопасности, специальная окраска и наличие на цистернах предупреждающих надписей.
Водитель, который перевозит нефтепродукты и газ, перед началом поездки проходит медосмотр. Периодически с ним проводится инструктаж по оказанию первой медицинской помощи при возгорании груза, взрыве или ДТП. Кроме контактов грузополучателя и отправителя водителю необходимо иметь при себе следующие документы:
Минимальный стаж вождения должен насчитать 3 года и более для категорий группы «С». В процессе транспортировки запрещено резкое торможение и агрессивная манера езды, обгон других средства передвижения, имеющих скорость более 30 км/ч. Курение разрешено при удалении от автомобиля на 50 м, приготовление и подогрев пищи с использованием костра или газовой горелки предусматривает нахождение от транспортного средства на расстоянии 200 м. ТС не остается без присмотра, на его борт не принимаются посторонние лица и грузы.
Периодически водителем или экспедитором проводится проверка креплений, целостности упаковки грузов и сохранности маркировки. Контролируется состояние основных узлов автомобиля, при необходимости устраняются незначительные неполадки и неисправности.
При аварии водитель обязан ограничить доступ к ТС случайных лиц, сообщить в ГИБДД и оказать помощь пострадавшим. До приезда дорожной полиции и других служб необходимо попытаться самостоятельно провести ликвидацию последствий ЧП: заняться пожаротушением, дегазацией АХОВ и дезинфекцией согласно предписаниям аварийной карточки.