При строительстве дороги или ремонте дорожного покрытия подрядчик обязан знать, как проверить качество работы укладки асфальта. Обычно этим занимается отдел технического контроля организации-подрядчика, он проводит несколько видов проверок на разных этапах ведения работ.
Методы установления качества асфальтобетонного слоя включают визуальный осмотр, ряд измерений при помощи специальных инструментов, исследования проб асфальтовой смеси в лабораторных условиях.
Обязательный входной контроль проводится перед началом дорожных работ по устройству покрытия. Контролеры проверяют состояние земляного полотна, на которое будут наноситься слои нового покрытия, также осуществляется анализ качества подготовленных строительных материалов.
В зависимости от сложности проекта, проводится полная или выборочная проверка. Образцы материалов исследуют в лаборатории для определения соответствия условиям будущей эксплуатации.
Вывод о состоянии земляного основания делают на основании измерений ширины, ровности, уклонов и проведения анализа состава грунта.
Операционный контроль проводится в ходе асфальтирования или восстановления участка дороги. Предусмотрена проверка нескольких показателей:
Также контролируется укладка и распределение нагретой асфальтобетонной смеси по основанию. Температура смеси измеряется в каждой прибывшей машине, она должна соответствовать принятым нормам. Материал должен быть равномерно размещен по всей площади строящегося участка.
Исследование готового покрытия производится при сдаче построенной или отремонтированной дороги. В процессе проверяют следующие параметры:
Для проверки свойств и качества асфальтобетона берут несколько проб покрытия через несколько дней после начала движения транспорта по сданному участку дороги.
Ширина и толщина асфальта замеряют при помощи специальных инструментов — линейки, металлического щупа нужной длины, рулетки, курвиметра. Уклоны дороги определяют, используя нивелиры, уровни и рейки.
Все проверки в ходе строительных и ремонтных работ должны проводиться соответственно готовым проектам объекта, а также согласно действующим техническим нормативам. При выявлении дефектов готового покрытия составляются рекомендации по их устранению, затем проводится новая проверка построенной дороги.