На сегодняшний день технология укладки асфальта, это самый простой, надежный и недорогой способ создания долговечного дорожного покрытия, способного выдерживать большие нагрузки и капризы природы. Тем более, что сейчас асфальтировка, это куда более сложная технология, чем даже 10 лет назад, требующая применения специальных материалов, способов и машин.
Собственно, асфальт (асфальтобетон, асфальтобетонная смесь) состоит из песка, щебня, минеральных порошков, битума, различных присадок, пропиток. Параметры основных составляющих прописаны в ГОСТах. Пропорция и использование добавок зависит от типа будущей дороги, времени года, выбранной технологии, а также от того строительство ли это новой дороги, ремонт большого участка имеющейся со снятием старого полотна или просто ямочный ремонт. Например, на дорогах Москвы и Подмосковья все чаще пользуются модифицированными гелеобразными нефтяными битумами (МАК-битумами) для увеличения сроков службы покрытия.
Основные асфальтобетонные смеси классифицируют по нескольким критериям. В зависимости от состава они бывают:
В зависимости от зернистости:
Также, исходя из количества содержания твердого наполнителя, асфальт бывает трех групп: А, Б, В.
Процесс создания новой асфальтовой дороги, это несколько этапов, также регулируемых ГОСТами,
СНиПами и КТ, строгое соблюдение которых обеспечивает долговечность дорожного полотна. Основные этапы:
Так укладывают традиционный горячий асфальт, температура которого при укладке должна составлять не менее 110 гр. (норма 130-150). Поэтому создать качественное дорожное полотно в холодную погоду и во время осадков невозможно. Но ямочный ремонт сейчас можно проводить практически в любую погоду, потому что существует холодный асфальт – материал, который можно использовать в самых разных условиях. Он более вязкий, чем традиционный, поэтому подходит только для ямочного ремонта и там, где не предусмотрен проезд транспорта тяжелее 3,5 тонн.
Перед ремонтом дорожной фрезой и швонарезчиком снимают старый асфальт, очищают яму от мусора и пыли, высушивают и для нормальной адгезии опрыскивают дно и стенки ямы битумной эмульсией. Только после этого яма заполняется асфальтом и утрамбовывается.
При строгом соблюдении технологии укладки асфальта, срок эксплуатации асфальтовой дороги составляет около 10 лет. Но, многое зависит от интенсивности движения по ней и своевременности ремонтных работ, включающих устранение просадок, ям, трещин.